Вопросы и поддержка

8 800 600 50 59

Прием обращений 24/7

Интернет-портал

юридических услуг

Статус обращения

Работаем по всей России

Автор: Ильдар Мугинов, управляющий партнёр

Дата: 12.02.2018

#Интересное

Источник: Законодательство РФ

Является ли Центральный Банк России государственным или относится к категории: государственная структура?

Этот вопрос обсуждался неоднократно, даны экспертные заключения, но является ли ЦБ государственной структурой?

Попытаемся ответить на этот вопрос через призму российского законодательства, судебную практику.

Ведь законы – это формулировки. Суть выражена именно в них. Законы не имеют эмоций.

Для начала, возьмём закон, который напрямую к деятельности Центрального Банка отношения вроде бы не имеет.  Например, Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ О персональных данных.

Первоначальная формулировка пункта 2 статьи 4 звучала так: «На основании и во исполнение федеральных законов государственные органы в пределах своих полномочий могут принимать нормативные правовые акты по отдельным вопросам, касающимся обработки персональных данных».

 

Теперь она звучит так:  «На основании и  во исполнение федеральных законов государственные органы, Банк России,  органы местного самоуправления в  пределах своих полномочий могут принимать нормативные правовые акты, нормативные акты, правовые акты (далее  – нормативные правовые акты) по отдельным вопросам, касающимся обработки персональных данных».

 

Как мы видим, уточнение в закон ясно говорит нам: есть  государственные органы, а есть Банк России.

Ещё можно обратить внимание на сведения о видах экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 2), которым установлены коды для государственных органов в разделе 84, а для деятельности Банка России выделен отдельный код вида деятельности 64.11.

Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 28.09.2017) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти",  утверждена структура федеральных органов исполнительной власти, в которую Банк России не входит.

 А ведь достаточно просто почитать Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»  или просто зайти на сайт «нашего» «Центрального Банка», как можно прочитать главное, суть: «Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется, прежде всего, в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения.

 

Банк России действительно не является государственным органом? Какова позиция судов по этому вопросу?

Для этого предлагаем рассмотреть судебную практику Арбитражного суда по делу №А40-153963/2012

Суды, в частности, указывают на следующее:

«Статьями 10 и 11 Конституции Российской Федерации определено, что на основе принципа разделения властей государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную.

Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 № 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" утверждена структура федеральных органов исполнительной власти, в которую Банк России не входит.

Статус Банка России установлен статьей 75 Конституции Российской Федерации, определяющей его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и основную функцию - защиту и обеспечение устойчивости рубля (часть 2), которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

Таким образом, в указанной статье закреплена независимость Банка России от органов государственной власти.

 Статьей 2 указанного Закона установлено, что государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

Статьей 4 Закона о Центральном банке предусмотрено, что Банк России устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации, правила проведения банковских операций, осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (банковский надзор), организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

 

Согласно правовой позиции, выраженной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 № 268-О, от 15.01.2003 № 45-О, на которые ссылается заявитель, Банк России является публичным юридическим лицом, а предоставленные Банку полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения, то есть Банк России определен в качестве органа, выступающего от имени государства и наделенного определенными властными полномочиями.

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные права и обязанности по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц правил поведения по вопросам, отнесенным к его компетенции и требующим правового регулирования.

Суд считает, что из указанных норм следует, Банк России обладает особым конституционно-правовым статусом, однако это не свидетельствует о том, что Банк России имеет статус федерального органа государственной власти…»

«…Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.

 … Статьей 333.16 Налогового кодекса РФ установлено, что государственная пошлина - это сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой.

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.35 Кодекса предусмотрено, что от уплаты государственной пошлины, установленной настоящей главой, освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий.

Как верно отметили суды, основным критерием освобождения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления от уплаты государственной пошлины является их полное финансирование из бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ.

Статьей 321 Кодекса установлено, что организации, созданные в соответствии с федеральными законами (Центральный банк Российской Федерации, Агентство по страхованию вкладов), регулирующими деятельность данных организаций, ведут раздельный учет доходов и расходов, полученных (понесенных) при осуществлении деятельности, связанной с исполнением ими функций, предусмотренных законодательством, и доходов и расходов, полученных (понесенных) при осуществлении иной коммерческой деятельности.

Такими образом, из положений действующего законодательства следует, что ЦБ РФ вправе осуществлять и иную коммерческую деятельность, то есть получать доходы не из средств федерального бюджета, а соответственно, он в силу положений налогового законодательства не освобожден от уплаты государственной пошлины.

Позиция подателя жалобы о том, что он осуществляет государственно - публичные функции и не должен осуществлять уплату государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, в том числе при постановке и снятии с государственного учета транспортных средств, исследовалась судами и правомерно отклонена.

Как верно указано судами, статьей 333.35 Налогового кодекса РФ для ЦБ РФ установлена льгота по уплате государственной пошлины в связи с исполнением им функций, возложенных на него федеральным законодательством…»

Чем является вступившее в законную силу решение суда (преюдиция) для любого юридически грамотного гражданина?

Процессуальная деятельность по вторичному установлению аналогичных обстоятельств является излишней, поэтому процессуальный закон в п. 2 – 4 ст. 61 ГПК РФ, п. 2 – 4 ст. 69 АПК РФ, ст. 64 КАС РФ закрепляет правила преюдиции в качестве одного из оснований освобождения от доказывания.

Таким образом, судами установлено и не требуется иных доказательств, что Банк России обладает особым конституционно-правовым статусом, однако это не свидетельствует о том, что Банк России имеет статус федерального органа государственной власти

Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.

 

1. В законе о Банке России прямо написано, что он не является органом государственной власти.

2. Там же указано, что у Банка России особый публично-правовой институт.

3. В законе написано, что свои функции Банк России осуществляет независимо от всех видов государственной власти России.

 

Вывод из всего этого может быть только один  – Банк России не подчиняется государству.

Но, как сказал, один умный человек, можно  всё время дурачить некоторых, можно некоторое время дурачить всех, но нельзя всё время дурачить всех.

 

 

Подпишитесь на нашу рассылку. 1 раз в неделю, мы будем прислать Вам полезные статьи, которые научат Вас  грамотно защищать свои права.

Отправка формы…

На сервере произошла ошибка.

Форма получена.

Интернет-портал

юридических услуг

Статус обращения

Вопросы и поддержка

8 800 600 50 59

Прием обращений 24/7

по всей территории РФ

Услуги предоставляет:

ООО "Юридическая коллегия Гайдельшинова"

Пресса о нас

Для инвесторов

Обратиться в суд

При поддержке и партнерстве:

Мы в социальных сетях:

Обратная связь: