Дата: 17.06.2021

Как ввести в эксплуатацию построенный частный дом?

Окончание строительства собственного дома — событие значимое и ответственное. После регистрации объекта в органах Росреестра владелец становится полноправным собственником дорогостоящего недвижимого имущества. Однако для успешного оформления недвижимости необходимо безупречно подготовить все документы и ввести в эксплуатацию построенный дом.

Порядок ввода жилого дома в эксплуатацию

Многоквартирный дом, таунхаус, загородный коттедж, небольшой дачный домик — все эти строения предназначены для проживания людей. То есть должны быть удобными, надежными и безопасными.

Обеспечить полное соответствие постройки принятым нормам возможно только путем строгого контроля со стороны государства. Именно поэтому по завершении строительных работ формируется специальная комиссия, которая оформляет акт ввода здания в эксплуатацию, а органы надзора выдают заключение о соответствии и разрешение на ввод. Это обязательное условие для всех жилых домов, за исключением индивидуальных.

Принимая во внимание всю бюрократическую сложность процедуры под названием «ввод в эксплуатацию», законодатель пошел навстречу дачникам и садоводам. Для частных жилых домов (садовых, дачных) порядок и условия ввода в эксплуатацию несколько отличаются от общепринятых.

Для справки

  • Садовый дом предназначен для сезонного проживания.
  • Индивидуальный дом — для круглогодичного использования.
  • Термин «дача», «дачный дом» в нормативных актах более не употребляется.
  • Все постройки, соответствующие параметрам ИЖС, признаются жилыми домами, в которых можно оформить прописку.
  • Термин «индивидуальный» подразумевает, что дом предназначен для проживания одной семьи. С этой точки зрения таунхаус, дуплекс, квадрохаус и прочие дома малоэтажной блокированной застройки к индивидуальным не относятся (рассматриваются как коммерческие объекты).

Как производится ввод в эксплуатацию частного дома

Порядок ввода в эксплуатацию построенного индивидуального дома включает в себя несколько последовательных этапов.

1.      Вызов кадастрового инженера, который готовит технический план на строение (вместо акта ввода).

2.      Заполнение уведомления об окончании строительных работ (документ установленной формы). Можно скачать бланк из интернета или использовать онлайн-форму. Во избежании ошибок при заполнении лучше обратиться за помощью к специалисту: юристу, кадастровому инженеру и др.

3.      Направление документов в местную администрацию (не позднее месяца со дня окончания строительных работ).

4.      Если постройка соответствует установленным требованиям закона, то владелец получает «уведомление о соответствии» (вместо разрешения на ввод), а документы направляются на регистрацию в Росреестр.

Так в общих чертах выглядит процедура ввода жилого дома. Но только при условии, что постройка полностью соответствует действующим нормативам. Во-первых, индивидуальный дом не может превышать установленные параметры ИЖС, то есть иметь более 3 надземных этажей, площадь больше 1,5 тыс. кв. м, высоту — больше 20 м. Во-вторых, постройка должна отвечать нормам безопасности: иметь определенную толщину стен, высоту потолков, уровень вибрации, количество окон и пр. В-третьих, надзорные органы пристально проверяют соблюдение всех запретов и ограничений, принятых для данной категории земельных участков: соответствие назначению земли, выполнение отступов от границ участка и красных линий и многое другое.

Любое отклонение — и дом «зависает» в стадии незавершенного строительства. Иногда недоразумение удается разрешить довольно легко и быстро. Однако есть ошибки, цена которых слишком высока. Если чердак будет признан мансардой и станет четверым этажом, то зарегистрировать такой дом получится только при условии избавления от «лишнего» этажа. Решение непростое, но порой — единственно возможное.

Поэтому настоятельно рекомендуем при оформлении строительства заручиться поддержкой опытных специалистов.