Дата: 06.12.2020

Товарный знак или торговая марка. Для чего они нужны и как их использовать?

Репутация на рынке — основа бизнеса. Когда о товаре или услуге сложилось положительное общественное мнение, предпринимателю стоит позаботиться о том, чтобы потребители не спутали его продукт с аналогичным. Ведь некоторые производители намеренно используют ассоциации с популярным брендом. В этом случае владельцу оригинального продукта приходится серьезно задуматься о защите бизнеса. На помощь приходят средства индивидуализации, а именно — товарный знак.

Что такое товарный знак и торговая марка с точки зрения закона?

Товарный знак (ТЗ) или марка (ТМ) — это торговое обозначение, которое позволяет индивидуализировать продукт и выделить его на рынке. Скажем проще — некий образ (облик) продукции, связанный с определенной фирмой (производителем).

Являются ли товарный знак и марка идентичными понятиями?

И да, и нет. Дело в том, что российское законодательство использует исключительно термин «товарный знак», в то время как «торговая марка» представляет собой элемент международного права. Таким образом, рядовые потребители вряд ли смогут найти какие-то особые различия. А вот профессиональные юристы выделяют существенные нюансы в правовом статусе товарного знака и торговой марки.

  1. Торговая марка не предоставляет правообладателю защиту на территории нашей страны. Чтобы получить правовую охрану от посягательств нечистоплотных дельцов, владельцу торговой марки придется пройти процедуру регистрации.
  2. Зарегистрированный Товарный знак можно не только использовать по прямому назначению, но также сдать в аренду или продать.

Правила регистрации собственного товарного знака

Товарный знак получает правовую охрану с момента официального оформления. Факт регистрации товарного знака в Роспатенте позволяет владельцу:

  • запрещать третьим лицам несанкционированное использование знака;
  • требовать возмещения убытков;
  • передавать права на использование Товарного знака другим лицам на основании лицензионных договоров.

Какие требования предъявляются к товарному знаку при регистрации?

Товарный знак, как некое обозначение, может быть выполнен в виде:

  • текста (слова, буквенные аббревиатуры и др.);
  • графики (символы, изображения);
  • сочетания текстовых и графических элементов.

Обратите внимание: регистрация Товарного знака на латинице имеет свои процедурные особенности!

При регистрации Товарного знака ключевое внимание уделяется признакам уникальности. Товарный знак не должен вводить в заблуждение своей «похожестью» на иные обозначения. Поэтому Роспатент в обязательном порядке проводит экспертизу на предмет неповторимости представленного Товарного знака. Если у знака нет различительной способности, то заявка не принимается к регистрации.

Отказ Роспатента можно оспорить либо учесть замечания и внести корректировки в обозначение, обратившись с заявкой повторно. Если отказ вынесен по причине схожести с чужим Товарным знаком, можно попытаться получить письменное согласие правообладателя и приложить его к своей заявке (скорее всего Роспатент не будет против такого использования).

Охранное свидетельство на зарегистрированный Товарный знак выдается сроком на 10 лет и нуждается в своевременном продлении. Если не использовать Товарный знак в течение 3 лет после оформления, он может быть аннулирован. Это означает, что правовой режим охраны с данного Товарного знака снимается, и другой пользователь может зарегистрировать подобный знак на себя.

Примерные сроки и общая стоимость оформления товарного знака

Общая стоимость регистрации товарного знака складывается из обязательных и дополнительных трат.

  • Государственная пошлина. Сумма пошлины за регистрацию и экспертизу зависит от количества указанных в заявке классов товаров. Пошлина за внесение Товарного знака в реестр и выдачу свидетельства имеет фиксированную ставку. Общая сумма составит чуть больше 30 тыс. рублей (можно получить скидку на сайте госуслуг).
  • К дополнительным расходам можно отнести оплату услуг посредников при регистрации товарного знака.

Выбор, как всегда, за предпринимателем: проходить ли все этапы самостоятельно или заплатить за помощь специалистам.