Дата: 16.05.2019

Как вернуть переведённые на карту деньги?

Для начала: настойчиво, но вежливо попросить должника.

В противном случае, обращаться суд. 

Наступила информационная эра, эра моментальных платежей и мобильности во всём. Товары и услуги можно покупать не выходя из дома. Это открывает огромные возможности, но и создаёт определённые риски. 

В процессе работы Портала юридических услуг было обработано множество заявок по возврату денег, переведённых на карты/счета Тинькоффа, ВТБ, Сбербанка, Бинбанка, Альфа Банка или в любые другие финансовые организации как добросовестных получателей, так и откровенных мошенников.

Вот один из многих примеров: мамочка зашла на женский форум, увидела красивую и дешёвую курточку для своего сына. Связалась с продавцом куртки, получила номер карты и скинула 1500 рублей. Через неделю горе-продавец удалился с форума, ни куртки, ни денег соответственно получить не удалось. Обратилась в полицию, но и там дело “зависло”.

Другой пример: два товарища договорились о создании совместного бизнеса. Назовём их Дмитрий и Владимир. Товарищи решили скинуться по 300 000 рублей на карту Дмитрия в Сбербанке. Владимир деньги перевёл через Сбербанк-онлайн, Дмитрий деньги получил и уехал за границу в отпуск с семьёй, а по возвращении уведомил Владимира, что подумал и решил, что им не по пути, деньги не вернул. Владимир обратился в полицию с заявлением о возбуждении уголовного дела, но полиция отказала, сославшись на гражданско - правовые отношения товарищей. Для обращения в суд необходимо знать ф.и.о., место регистрации ответчика, и т.к. товарищи были знакомы всего лишь месяц, естественно Владимир не знал всех данных Дмитрия. Ситуация ещё усугублялась тем, что реквизиты карты были на имя Марии. Банк предоставить данные получателей отказался.

Ещё один пример: Егору Васильевичу пришла смс о крупном выигрыше. Только, чтобы получить его надо перечислить 10000 рублей на карту по номеру телефона. Егор Васильевич, не задумываясь, перевёл 10000 рублей и радость на этом закончилась. Ни выигрыша, ни 10000 рублей.

Для банков, по умолчанию, все платежи являются корректными. Клиент для входа в систему вводит логин и пароль или пин в банкомате, сам вводит реквизиты получателя, сам вводит требуемый пароль для перевода и соглашается на перевод денег. Задача банков - быстро и точно совершить перевод средств клиента получателю, и в целом, не проверяется имеется ли у клиента договор с получателем, условий договорённостей и т.п. Поэтому требование от банков возврата ошибочно переведённых денег считается некорректным. У клиента есть право попросить у банка помощи в возврате денег. Клиент может получить в банке подтверждение платежа, копию платёжного поручения и данные получателя перевода, чтобы при дальнейшем разбирательстве иметь доказательство своей правоты.

Однако, практика показывает, что получить данные по получателю у банка не удаётся. Доводы о том, что реквизиты должника (полные ф.и.о., адрес регистрации) необходимы для обращения в суд - не работают.

Естественно, возникает вопрос: можно ли вернуть деньги, переведённые на карту и как это сделать? Какие действия необходимо для этого предпринять?

На первый вопрос ответ будет следующий: вернуть можно, при условии, что есть имущество, достаточное для погашения задолженности или проще говоря, если есть что забрать у должника.

Ответ на второй вопрос: есть два варианта последовательности действий.

Первый вариант: если есть все данные получателя перевода:

  1. Обращаемся в свой банк за получением выписки по счёту на дату перевода, копией платёжного поручения и справкой о получателе перевода с указанием полных фамилии, имени, отчества и месте регистрации;
  2. При получении выписки и справки, готовим иск о взыскании суммы перевода;
  3. Подаём иск в суд;
  4. Суд выносит решение о взыскании долга.
  5. Вы счастливы.

Второй вариант: если есть только часть данных о получателе перевода:

  1. Обращаемся в свой банк за получением выписки по счёту на дату перевода, копией платёжного поручения и справкой о получателе перевода с указанием полных фамилии, имени, отчества и месте регистрации;
  2. Банк даёт выписку и копию платёжки, в выдаче справки отказывает. Это не страшно.
  3. Готовим иск.
  4. Подаём иск в суд.
  5. Суд выносит решение о взыскании долга: а) против банка или б) против реального должника.
  6. Вы счастливы.

Даже при условии, что банк при совершении платежей выступает только в качестве посредника между отправителем и получателем денег, просить помощь банка в возврате перевода - полностью законно, и если сотрудники банка в этом отказывают, тогда отвечать придётся банку.

Практика показывает, что при наличии подтверждения платежа и отсутствии договора, вероятность выигрыша такого дела клиентом банка близка к 100% и в большинстве случаев судебные решения принимаются в пользу истцов.