Присмотрели (купили) земельный участок и планируете строительство собственного дома? Готовы поспорить, что сейчас вас больше всего волнуют архитектурные проекты и решения. А зря. Первое, о чем следовало бы серьезно задуматься — как получить разрешение на строительство. Вам ни за что не получить уведомление о согласовании стройки, если Росавиация (Минприроды, Минкультуры и т. д.) откажет в согласовании строительных работ. Не понимаете, при чем тут летное ведомство? Рассказываем.
Как происходит согласование дачного строительства
Строго говоря, для индивидуальных (дачных, садовых) домов предусмотрена упрощенная процедура согласования стройки. Более не требуется получать разрешение на строительство, действует уведомительный порядок.
- Владелец земельного участка готовит для местной администрации уведомление (документ установленной формы), в котором прописывает параметры будущего дома. А по завершении строительных работ — второе уведомление, к которому прикладывает технический план на построенное здание.
- Чиновники проверяют документы и постройку на соответствие всем установленным нормам и требованиям. При отсутствии нарушений дом будет поставлен на учет в кадастре, а владелец станет полноправным собственником жилой недвижимости.
Но бывают ситуации, когда владельцу не удается оформить объект из-за отсутствия одного-единственного согласования.
В каких случаях требуются дополнительные согласования строительства
Речь идет о территориях с особым охранным статусом, в пределах которых законом ограничена хозяйственная деятельность, в частности, капитальное строительство.
Приаэродромные территории
Прежде всего, это приаэродромные территории (в радиусе 30 км от взлетной полосы), поделенные на несколько подзон с разным уровнем запретов и ограничений. Чтобы получить согласование строительных работ, нужно будет обращаться в уполномоченное ведомство:
- Росавиацию (отвечает за гражданские аэропорты);
- Минобороны (для аэродромов совместного базирования).
Летное ведомство сможет дать свое согласие на строительство дома в пределах вверенной ей территории только после того, как убедится в безопасности. Смысл в том, чтобы:
- местным жителям не был причине вред ввиду постоянного нахождения рядом со взлетной полосой;
- сама постройка не стала источником помех для осуществления полетов.
То есть понадобятся положительные заключения Роспотребнадзора и СанПина (а это время и деньги на дополнительные исследования уровня шума, загрязнения, радиации и т. п.).
Хорошо, если участок земли оказался на приличном удалении от взлетной полосы и только в зоне ответственности одного ведомства. Столица, например, окружена кольцом аэропортов, так что некоторым землевладельцам приходится согласовывать строительство своего дома одновременно с и Росавиацией, и с Министерством обороны (с последним, между прочим, тяжелее всего решить вопрос). При таком раскладе добиться положительного результата удается не всегда.
Объекты культурного наследия
Свою собственную охранную зону имеют различные памятники: природные, архитектурные, исторические, археологические. Если строительство планируется недалеко от объекта, признаваемого культурным наследием, то придется получать согласование с Минкультом. А для того может потребоваться заключение по результатам историко-культурной экспертизы, проект мероприятий по сохранению памятника и др.
Также охранные зоны предусмотрены для водоемов, линий электропередач и многих других объектов. Без письменного согласия каждого ведомства, ответственного за данную территорию, стройку невозможно легализовать. И чем больше таких заинтересованных лиц, тем более сложной становится задача по согласованию строительства небольшого частного дома.