Репутация на рынке — основа бизнеса. Когда о товаре или услуге сложилось положительное общественное мнение, предпринимателю стоит позаботиться о том, чтобы потребители не спутали его продукт с аналогичным. Ведь некоторые производители намеренно используют ассоциации с популярным брендом. В этом случае владельцу оригинального продукта приходится серьезно задуматься о защите бизнеса. На помощь приходят средства индивидуализации, а именно — товарный знак.
Что такое товарный знак и торговая марка с точки зрения закона?
Товарный знак (ТЗ) или марка (ТМ) — это торговое обозначение, которое позволяет индивидуализировать продукт и выделить его на рынке. Скажем проще — некий образ (облик) продукции, связанный с определенной фирмой (производителем).
Являются ли товарный знак и марка идентичными понятиями?
И да, и нет. Дело в том, что российское законодательство использует исключительно термин «товарный знак», в то время как «торговая марка» представляет собой элемент международного права. Таким образом, рядовые потребители вряд ли смогут найти какие-то особые различия. А вот профессиональные юристы выделяют существенные нюансы в правовом статусе товарного знака и торговой марки.
- Торговая марка не предоставляет правообладателю защиту на территории нашей страны. Чтобы получить правовую охрану от посягательств нечистоплотных дельцов, владельцу торговой марки придется пройти процедуру регистрации.
- Зарегистрированный Товарный знак можно не только использовать по прямому назначению, но также сдать в аренду или продать.
Правила регистрации собственного товарного знака
Товарный знак получает правовую охрану с момента официального оформления. Факт регистрации товарного знака в Роспатенте позволяет владельцу:
- запрещать третьим лицам несанкционированное использование знака;
- требовать возмещения убытков;
- передавать права на использование Товарного знака другим лицам на основании лицензионных договоров.
Какие требования предъявляются к товарному знаку при регистрации?
Товарный знак, как некое обозначение, может быть выполнен в виде:
- текста (слова, буквенные аббревиатуры и др.);
- графики (символы, изображения);
- сочетания текстовых и графических элементов.
Обратите внимание: регистрация Товарного знака на латинице имеет свои процедурные особенности!
При регистрации Товарного знака ключевое внимание уделяется признакам уникальности. Товарный знак не должен вводить в заблуждение своей «похожестью» на иные обозначения. Поэтому Роспатент в обязательном порядке проводит экспертизу на предмет неповторимости представленного Товарного знака. Если у знака нет различительной способности, то заявка не принимается к регистрации.
Отказ Роспатента можно оспорить либо учесть замечания и внести корректировки в обозначение, обратившись с заявкой повторно. Если отказ вынесен по причине схожести с чужим Товарным знаком, можно попытаться получить письменное согласие правообладателя и приложить его к своей заявке (скорее всего Роспатент не будет против такого использования).
Охранное свидетельство на зарегистрированный Товарный знак выдается сроком на 10 лет и нуждается в своевременном продлении. Если не использовать Товарный знак в течение 3 лет после оформления, он может быть аннулирован. Это означает, что правовой режим охраны с данного Товарного знака снимается, и другой пользователь может зарегистрировать подобный знак на себя.
Примерные сроки и общая стоимость оформления товарного знака
Общая стоимость регистрации товарного знака складывается из обязательных и дополнительных трат.
- Государственная пошлина. Сумма пошлины за регистрацию и экспертизу зависит от количества указанных в заявке классов товаров. Пошлина за внесение Товарного знака в реестр и выдачу свидетельства имеет фиксированную ставку. Общая сумма составит чуть больше 30 тыс. рублей (можно получить скидку на сайте госуслуг).
- К дополнительным расходам можно отнести оплату услуг посредников при регистрации товарного знака.
Выбор, как всегда, за предпринимателем: проходить ли все этапы самостоятельно или заплатить за помощь специалистам.