Дата: 19.06.2020

Быть самозанятым - свобода или кабала?

После новеллы в законодательстве о самозанятых особо никто из граждан не ринулся оформляться таковым. Более того, некоторые работодатели разглядели в этом возможность сэкономить, например, на том же налоге на доход.

Но давайте подумаем, возможно ли в принципе весь офис оформить, как самозанятой? Например, парикмахерская: кто-то арендует помещение, оформившись самозанятой, ну и коллеги по цеху, работая в этом же помещении, оказывают услуги будучи самозанятыми...

Итак, самый главный вопрос заработной платы. Расчет за услуги осуществляется через мобильное приложение «Мой налог»: клиентам придется оплачивать услуги своему мастеру персонально – ни о какой общей кассе речи быть не может. Либо расчет наличными или переводом с карты на карту с выдачей чека через приложение по каждому клиенту. Эквайринг банковских карт недоступен для самозанятых.

Если же оплата будет проходить через одну кассу, а потом переводиться со счета на счет – в чем смысл? Рано или поздно факт трудовых отношений вскроется.

В теории, заключение отношений на условиях аренды места в салоне самозанятыми возможно лишь при открытии нового салона. Если уволить все старых сотрудников, перевести их на самозанятость и платить зарплату, налоговая обнаружит это – в чеке указывается ИНН плательщика.

Следом будет признан факт наличия трудовых отношений и налоги за всех сотрудников придется заплатить за весь прошедший период – сумма будет очень большая. Чтобы бывший сотрудник работал с вами как самозанятый, нужно чтобы после увольнения до заключения договора оказания услуг прошло не менее 2-х лет.

Что касается иных способов использования нового налогового режима для сокращения расходов бизнеса, можно пойти двумя путями. Например, на такой режим можно договориться с сотрудниками отдела маркетинга – или вообще найти удаленных фрилансеров и заключить договор с ними. Вот только оплату в таком случае нужно делать не фиксированную (иначе опять факт трудовых отношений) а в зависимости от выработки или выполнения плана – тогда оплата услуг будет переменным числом.

Или переведите сотруднику предоплату сразу за 3-4 месяца и сделайте следующий перевод, когда остаток обнулится. Перед налоговой это будет выглядеть как оказание услуги с большим интервалом во времени.

Для самих сотрудников это совершенно невыгодно: никаких оплачиваемых отпусков, больничных, декретных, страховых выплат и НДФЛ.